НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

ГАЛЕРЕЯ

ОБ АВТОРЕ

КОНТАКТ

Мастер, сохраняющий красоту

Василий Корчевой (род. в 1962 г.) - один из ведущих скульпторов Украины, живет и работает в Киеве. Он выпускник мастерской М.Вронского Киевского художественного института, нынешней Национальной академии искусств Украины (1989). Дипломная работа В.Корчевого "Портрет Микеланджело", признанная одной из лучших в те годы, была выполнена в мраморе. Это обстоятельство стало исключением из обычной практики представления дипломных работ в гипсе и на многие годы наперед определило профессиональный почерк В.Корчевого.

В том же 1989 г., сразу после защиты диплома В.Корчевой стал членом Союза художников СССР, от которого в 1992 г. отделился Союз художников Украины. В 1995 г. он окончил Ассистентуру-стажировку академии (мастерская В.Бородая), завершив наивысший этап специального художественного образования серией скульптур "Богини славянского языческого пантеона" ("Дана", "Зимцерла", "Жива"). В этой серии работ из украинского известняка впервые была заявлена тема нетипичной женской красоты, ставшая впоследствии центральной для художника.

Визитной карточкой Василия Корчевого являются три скульптуры, украшающие Фойе и Парадную лестницу здания Национальной филармонии Украины в Киеве: фонтан "Купидон" и античная пара "Орфей и Эвридика" (1997 г.). Они были специально заказаны молодому автору с целью дополнить декоративный ансамбль обновленного после реставрации здания в соответствии с его первичным историческим видом начала 20-го века. Эти работы, выполенные из знаменитого каррарского мрамора, решены в неоклассическом стиле, который максимально приближен к древнегреческим скульптурным канонам и в то же время отмечен неуловимой печатью современной экспрессивной пластики. Одухотворенность облика изображемых персонажей, фактурное и композиционное совершенство, свойственные филармоническим работам В.Корчевого, часто вводят в заблуждение непосвященных зрителей, убежденных, что перед ними - подлинные античные образцы.
Василий Корчевой лишен "статусных" амбиций. Избрав путь свободного художника и полностью посвящая себя творческой работе и частным заказам, он не тратит времени на борьбу за звания и награды. Тем не менее, его творчество не остается незамеченным руководящими структурами. Среди главных, официально признанных достижений мастера - Гран-При Всеукраинского триеннале скульптуры 2005 г. за работу "Вакханка" (фактически, это лучшая станковая скульптурная работа в Украине за 2003-2005 гг.) и премия Киевской организации Союза художников Украины им. А.Лысенко "Скульптура-2007" за работу "Алтарь Диониса".

В 90-е годы, бывшие периодом творческого становлення, В.Корчевой принимал участие преимущественно в групповых выставках и проектах. Среди них - грандиозная акция "Искусство современной Украины", прошедшая в Москве в 1996 г., для которой были отобраны самые достойные образцы национальной живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Еще одним значительным биографическим событием этого времени стало участие в трех конкурсах тематической бронзовой миниатюры в Италии (г.Равенна) - биеннале, посвященных творчеству Данте. Темы этих трех конкурсов 1991, 1994 и 1996 гг. соответствовали названиям трех частей "Божественной комедии" Данте - "Ад", "Чистилище" и "Рай". В.Корчевой представил в Равенне двух своих "Грешников" и "Ангела с мечом", которые выделяются острым драматизмом и эмоциональной глубиной решения темы. С начала 2000-х гг., со времени окончательного творческого самоутверждения, индивидуальная выставочная деятельность В.Корчевого заметно оживилась. В марте 2005 г. в киевской галерее "Грифон" прошла его первая персональная выставка "Мои богини". А уже в апреле 2008 г. во Львове, в рамках проекта "США - Украина: параллели" состоялась "двойная" персональная выставка В.Корчевого и известного чикагского живописца Ю.Скорупского, организованная в историческом здании Национального художественного музея.

Неизменная составляющая художественной политики В.Корчевого - участие в ежегодных скульптурных "Салонах" в Украинском доме и регулярных выставках Союза художников Украины. При этом скульптор придерживается жесткого принципа - показывать только новые работы и исключительно в завершенном виде (по художественной терминологии, "в материале"). Среди материалов В.Корчевой неизменно отдает предпочтение камню: он работает с мрамором, известняком, песчаником, гранитом. Такая специализация в современных условиях считается редкой, самой сложной и затратной как физически, так и творчески. Безошибочное чувство камня, умение максимально использовать его фактурную выразительность и колористику, уникальное мастерство обработки определяют лидерство В.Корчевого в этом направлении современной украинской скульптуры.

Вместе с тем В.Корчевого с полным основанием можно назвать универсальным мастером, поскольку, наряду с камнем, он успешно занимается также бронзой, деревом, лепниной, металлом. Спектр профессиональных возможностей скульптора простирается от сугубо креативных работ академического плана до специальных дизайнерских и прикладных задач, в том числе архитектурных. В последнее время четко определились главные приоритеты творчества В.Корчевого: мифологическая образность как античного, так и славянского происхождения, женская тема в пластике и графике, мемориальная скульптура неоклассического и необарочного характера, модерные мотивы в разнообразных жанрах, в том числе в рельефах. К этому следует добавить серьезное увлечение живописью.

Индивидуальная манера Василия Корчевого неповторима, хотя и легко узнаваема. Утверждение нового, авторского канона зрелой женской красоты, который зиждится на воспевании мощного, гармоничного духовно-телесного начала, дополняется чувственностью подачи, динамичностью композиции, фактурной завершенностью, классическим равновесием пропорций и присущей современному искусству синтетичностью мышления. При этом главным художественным мерилом для В.Корчевого являются близость к природе, верность натуре, подлинная реалистичность, исключающая как пустопорожнее схематическое "обобщение", так и банальное, плоское копирование.

В.Корчевой - художник высокого профессионального ранга, наделенный талантом, энергией, чувством прекрасного и независимым от новой постсоветской конъюктуры культурным интеллектом. Его работы - соединение неподдельного вдохновения и стабильно прогрессирующего мастерства - опровергают миф о том, что современное искусство изживает понятие красоты.

Е.Петренко, кандидат искусствоведения

Hosted by uCoz