Мастер, сохраняющий красоту
Василий Корчевой (род. в 1962 г.) - один из ведущих скульпторов
Украины, живет и работает в Киеве. Он выпускник мастерской М.Вронского
Киевского художественного института, нынешней Национальной академии
искусств Украины (1989). Дипломная работа В.Корчевого "Портрет Микеланджело",
признанная одной из лучших в те годы, была выполнена в мраморе.
Это обстоятельство стало исключением из обычной практики представления
дипломных работ в гипсе и на многие годы наперед определило профессиональный
почерк В.Корчевого.
В том же 1989 г., сразу после защиты диплома В.Корчевой стал членом
Союза художников СССР, от которого в 1992 г. отделился Союз художников
Украины. В 1995 г. он окончил Ассистентуру-стажировку академии (мастерская
В.Бородая), завершив наивысший этап специального художественного
образования серией скульптур "Богини славянского языческого пантеона"
("Дана", "Зимцерла", "Жива"). В этой серии работ из украинского
известняка впервые была заявлена тема нетипичной женской красоты,
ставшая впоследствии центральной для художника.
Визитной карточкой Василия Корчевого являются три скульптуры, украшающие
Фойе и Парадную лестницу здания Национальной филармонии Украины
в Киеве: фонтан "Купидон" и античная пара "Орфей и Эвридика" (1997
г.). Они были специально заказаны молодому автору с целью дополнить
декоративный ансамбль обновленного после реставрации здания в соответствии
с его первичным историческим видом начала 20-го века. Эти работы,
выполенные из знаменитого каррарского мрамора, решены в неоклассическом
стиле, который максимально приближен к древнегреческим скульптурным
канонам и в то же время отмечен неуловимой печатью современной экспрессивной
пластики. Одухотворенность облика изображемых персонажей, фактурное
и композиционное совершенство, свойственные филармоническим работам
В.Корчевого, часто вводят в заблуждение непосвященных зрителей,
убежденных, что перед ними - подлинные античные образцы.
Василий Корчевой лишен "статусных" амбиций. Избрав путь свободного
художника и полностью посвящая себя творческой работе и частным
заказам, он не тратит времени на борьбу за звания и награды. Тем
не менее, его творчество не остается незамеченным руководящими структурами.
Среди главных, официально признанных достижений мастера - Гран-При
Всеукраинского триеннале скульптуры 2005 г. за работу "Вакханка"
(фактически, это лучшая станковая скульптурная работа в Украине
за 2003-2005 гг.) и премия Киевской организации Союза художников
Украины им. А.Лысенко "Скульптура-2007" за работу "Алтарь Диониса".
В 90-е годы, бывшие периодом творческого становлення, В.Корчевой
принимал участие преимущественно в групповых выставках и проектах.
Среди них - грандиозная акция "Искусство современной Украины", прошедшая
в Москве в 1996 г., для которой были отобраны самые достойные образцы
национальной живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.
Еще одним значительным биографическим событием этого времени стало
участие в трех конкурсах тематической бронзовой миниатюры в Италии
(г.Равенна) - биеннале, посвященных творчеству Данте. Темы этих
трех конкурсов 1991, 1994 и 1996 гг. соответствовали названиям трех
частей "Божественной комедии" Данте - "Ад", "Чистилище" и "Рай".
В.Корчевой представил в Равенне двух своих "Грешников" и "Ангела
с мечом", которые выделяются острым драматизмом и эмоциональной
глубиной решения темы. С начала 2000-х гг., со времени окончательного
творческого самоутверждения, индивидуальная выставочная деятельность
В.Корчевого заметно оживилась. В марте 2005 г. в киевской галерее
"Грифон" прошла его первая персональная выставка "Мои богини". А
уже в апреле 2008 г. во Львове, в рамках проекта "США - Украина:
параллели" состоялась "двойная" персональная выставка В.Корчевого
и известного чикагского живописца Ю.Скорупского, организованная
в историческом здании Национального художественного музея.
Неизменная составляющая художественной политики В.Корчевого - участие
в ежегодных скульптурных "Салонах" в Украинском доме и регулярных
выставках Союза художников Украины. При этом скульптор придерживается
жесткого принципа - показывать только новые работы и исключительно
в завершенном виде (по художественной терминологии, "в материале").
Среди материалов В.Корчевой неизменно отдает предпочтение камню:
он работает с мрамором, известняком, песчаником, гранитом. Такая
специализация в современных условиях считается редкой, самой сложной
и затратной как физически, так и творчески. Безошибочное чувство
камня, умение максимально использовать его фактурную выразительность
и колористику, уникальное мастерство обработки определяют лидерство
В.Корчевого в этом направлении современной украинской скульптуры.
Вместе с тем В.Корчевого с полным основанием можно назвать универсальным
мастером, поскольку, наряду с камнем, он успешно занимается также
бронзой, деревом, лепниной, металлом. Спектр профессиональных возможностей
скульптора простирается от сугубо креативных работ академического
плана до специальных дизайнерских и прикладных задач, в том числе
архитектурных. В последнее время четко определились главные приоритеты
творчества В.Корчевого: мифологическая образность как античного,
так и славянского происхождения, женская тема в пластике и графике,
мемориальная скульптура неоклассического и необарочного характера,
модерные мотивы в разнообразных жанрах, в том числе в рельефах.
К этому следует добавить серьезное увлечение живописью.
Индивидуальная манера Василия Корчевого неповторима, хотя и легко
узнаваема. Утверждение нового, авторского канона зрелой женской
красоты, который зиждится на воспевании мощного, гармоничного духовно-телесного
начала, дополняется чувственностью подачи, динамичностью композиции,
фактурной завершенностью, классическим равновесием пропорций и присущей
современному искусству синтетичностью мышления. При этом главным
художественным мерилом для В.Корчевого являются близость к природе,
верность натуре, подлинная реалистичность, исключающая как пустопорожнее
схематическое "обобщение", так и банальное, плоское копирование.
В.Корчевой - художник высокого профессионального ранга, наделенный
талантом, энергией, чувством прекрасного и независимым от новой
постсоветской конъюктуры культурным интеллектом. Его работы - соединение
неподдельного вдохновения и стабильно прогрессирующего мастерства
- опровергают миф о том, что современное искусство изживает понятие
красоты.
Е.Петренко, кандидат искусствоведения
|